главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


CONTRA MATER

 
CONTRA MATER

Место и даты экспозиции

Выставочный зал МГХПА им. С.Г. Строганова
1 октября 2011 — 22 октября 2011

Кураторы: Егор Кошелев, Алексей Соколов

Координатор проекта: Кирилл Гаврилин

Художники:
  • Александр Бирюлин
  • Иван Горшков
  • Павел Гришин
  • Никита Кадан
  • Егор Кошелев
  • Влад Кульков
  • Диана Мачулина
  • Илья Романов
  • Алексей Соколов
  • Тимофей Караффа-Корбут
  • Александр Повзнер
  • Иван Плющ
  • Ростан Тавасиев
  • Валентин Ткач

Одна  из наиболее часто обсуждаемых тем в российском художественном сообществе сегодня – непростые отношения между академическим  образованием и живым художественным процессом. Среди тех мнений, что высказываются по этому поводу – и радикальное отрицание необходимости сохранения косных академических догм и ультраконсервативная апологетика традиции, освященной вековым опытом, и неустанные попытки вывести локальную модель «третьего пути». Очевидно, однако, что мучительные сомнения в оправданности практикуемых стратегий образования в сфере искусства вот уже по крайней мере два десятилетия не получают конструктивного разрешения. Тем не менее, отмеченные всеми конфликтами и противоречиями академической реальности, в жизнь выходят все новые авторы –  увы, их не так много – нужно иметь определенное мужество, чтобы не спасовать перед материальными трудностями и не свернуть в более прибыльные области дизайна и коммерческого искусства – но и этих немногих достаточно для наглядной демонстрации полемического столкновения «школы» и свободного творчества – тем более драматичного, что носитель школы в данном случае оказывается ее ниспровергателем. Именно таких авторов объединяет проект «CONTRA MATER». Всех их отличает сложный характер восприятия «наследия», травматические следы традиционных образовательных методов, любовь-ненависть к академическим «основам», некоторый надлом,  личная уязвленность системой.

Есть опасность поддаться соблазну и слишком сгустить краски – все же молодое поколение нередко вступает (подчас даже жаждет вступить) в противоборство с социальными структурами и культурными институтами, а творческий процесс часто идет вразрез с существующими догмами. И, тем не менее, вопрос остается открытым – как объяснить, что все лучшее в нашем искусстве было создано вопреки существующей системе? Какие доводы может предъявить в свою пользу академическое образование, если уже в процессе обучения молодой художник проникается к нему стойким неприятием, а затем всеми силами пытается освободиться от восхваляемой жрецами академизма Традиции? Передвижники, мирискусники, футуристы отдавали огромную часть своей энергии на антиакадемическую полемику. В советской системе можно вспомнить опыт суровостильцев, нонконформистов 60-х гг., концептуалистов. Вопрос об отношении художника к своему академическому прошлому здесь никогда не терял актуальности – чрезвычайно заострен он и сегодня. Вряд ли мы столкнемся сейчас со схожей проблемой в европейских или американских учебных заведениях, где современное искусство и академическая среда существуют в тесном сотрудничестве, а рабочие мастерские художественных вузов выступают также как своего рода лаборатории идей. Специфическая часть биографии молодого художника в постсоветском пространстве – осознанное освобождение от рецидивов академизма, на которое может уйти несколько лет – это ли не наиболее впечатляющий симптом многолетнего локального противостояния творчества и школы… 

Проект «CONTRA MATER» исследует болезненную и неудобную область отношений художника и его «второй матери» - ту область, посягать на которую кое-кому может показаться оскорбительным, но скрывать которую далее становится все более опасно. Условия, заданные участникам выставки, предполагают, что наряду с одним из своих программных произведений авторы выставляют работы, не предназначенные для широкого экспонирования – учебные композиции, академические штудии, эскизные материалы – все то, что будто бы составляет «академическую рутину», но, вместе с тем, обладает выраженным характером интимного документа – здесь художник свидетельствует о себе перед лицом своей «ALMA MATER», не допуская мысли о возможном присутствии посторонних. Таким образом – путем  жесткого столкновения двух контекстов, двух ценностных парадигм, в рамках которых развивается творческая личность – выставочный проект овеществляет неизжитый конфликт академической доксы с художественной действительностью, предоставляя зрителю и профессионалу  возможность критического осмысления сложившегося статус-кво. 







биеннале

программа

пресса

для посетителей