главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


«К вывозу из СССР разрешено…»

 
«К вывозу из СССР разрешено…»

Место и даты экспозиции

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
22 июня 2011 — 14 августа 2011

Московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных и частных коллекций. 

Куратор: Александра Харитонова

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» продолжает программу показа выставочных проектов, посвященных отечественному искусству второй половины XX века. По инициативе и при поддержке фонда были организованы ретроспективные выставки Эдуарда Штейнберга, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского, в октябре-декабре 2010 года в залах фонда была показана выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы XX века». 

В июне 2011 года Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представит вниманию зрителей два новых выставочных проекта, также посвященных неофициальному советскому искусству 60-70-х годов.

«К вывозу из СССР разрешено …» Московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных и частных коллекций

Выставка посвящена одному из самых интересных явлений, сформировавшемуся в художественной жизни советской Москвы в середине 1950-х годов с наступлением «хрущевской оттепели».  Московский нонконформизм (в искусствознании и критике называемый также «вторым авангардом», «другим искусством» или «андеграундом») – социально-художественное  течение, объединявшее самый широкий круг художников, нередко с прямо противоположными творческими кредо. 

В поисках нового пластического языка, нонконформисты обратились к художественным экспериментам, выбрав в качестве источников вдохновения русский авангард и древнерусское искусство, а также различные направления западного модернизма, вступив в откровенное противоречие с официальной художественной доктриной.

После известного посещения Н.С.Хрущевым и публичного разгрома произведений на выставке «30 лет МОСХ» в 1962 году, экспериментальное творчество многих художников получило статус  запрещенного искусства.  

Отвергнутые властями художники сформировали уникальную неформальную субкультуру, исчезнувшую с распадом СССР и открытием «железного занавеса». Те, кто не был принят ни в один официальный творческий союз,  были вынуждены заниматься тяжелым трудом, чтобы прокормить себя - работали дворниками, кочегарами, грузчиками. Другим приходилось  вести двойную жизнь – официально заниматься иллюстрированием книг, а все свободное время посвящать подпольному творчеству. Такое искусство могло быть показано только друзьям на тайно организованных квартирных выставках, которые всегда были рискованным и опасным предприятием.    

Тем не менее, неофициальное творчество вызывало большой интерес у публики, так же как и самиздатовские книги или стихи запрещенных поэтов - «маргиналы от искусства» привлекали многочисленных сторонников, занимавших очереди на закрытые и полуофициальные выставки, а также ценителей среди коллекционеров и дипломатов, активно приобретавших их работы и вывозивших произведения за рубеж. 

На картины, не признанные художественной ценностью, Министерство Культуры ставило знакомую и столь ценимую сегодня печать «Разрешено к вывозу из СССР». Так многие, в том числе ключевые произведения нонконформистов, были вывезены за пределы Союза и положили начало всемирно известным частным и музейным собраниям неофициального советского искусства.    

Несмотря на безвозвратно ушедшее время и угасание движения нонконформизма в 80-е годы, живой интерес к нему сохраняется до сих пор – организуются выставки, круглые столы и конференции, посвященные нонконформизму, российским коллекционерам удалось сформировать серьезные собрания произведений этого периода, в том числе приобретая вещи, вывезенные когда-то за границу. 

Организаторы выставки в фонде ставят перед собой задачу вновь рассмотреть феномен московского нонконформизма, продемонстрировать своеобразие художественных практик и неоднородность этого течения,  положившего начало современному русскому искусству.   

На выставке будут представлены около ста пятидесяти произведений живописи и графики. В основе экспозиции – произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, к участию в выставке приглашены частные собрания.







биеннале

программа

пресса

для посетителей